Десять советов
молодому учителю
Совет первый..
Не считай
школу местом, не совсем достойным применения твоих выдающихся способностей,
местом, куда тебя как бы сослали. Школа
не нуждается в твоем снисхождении. Да, она тебя ждет, можно сказать, с распростертыми
объятиями, она хочет, чтобы ты у нее был, но у нее есть достоинство. И это
достоинство- дети.
Второй совет.
Найди себя, свой образ. Учитель индивидуален, иначе не может быть речи
о творчестве. Это не исключает подражания, особенно на первых порах.
Наоборот, приглядывайся к мастерам. Бери на вооружение,что тебе кажется твоим,
что тебе соответствует. Приемы и находки не умирают с мастером, а передаются
его ученикам и последователям.
Совет третий..
Не
замыкайся в своем учительстве. Если
учитель – только учитель, то это скучно. Играй на гитаре, пой, пиши стихи, играй
в волейбол, ходи в горы, бывай в театре и на выставках. Общайся с самыми
разнообразными людьми. Люби жизнь в разных ее направлениях. Ты должен быть
интересен детям.
Четвертый совет.
Помни о комплексном характере
учительского труда. Всё имеет
значение, всё нужно: и эрудиция, и методика, и внеклассная работа, и психология
общения, и любовь к детям и дисциплина. Не нужно это разделять, это все
взаимосвязано.
Пятый совет.
Будь счастливым! Будь оптимистом!
Верь!
Ужасно,
когда учитель не видит ничего хорошего ни в настоящем, ни в будущем. Ходит и
ноет. Строй планы, пусть иногда несбыточные, но конструктивные. Жизнь – это
преодоление трудных и даже критических ситуаций. И у тебя это будет. Собери
свою волю. Не опускай крылышки. Борись, сопротивляйся! Верь, добивайся своего.
Шестой совет.
Будь
честным и правдивым.
«Подумаешь,
- скажешь ты,- я сам это ученикам каждый день говорю». И напрасно. Каждый день
это говорить не надо. Сказал один раз – и хватит. Но так, чтобы ребята тебе
поверили. Дети очень высоко ценят честность.
Седьмой совет.
Цени юмор в общении с учениками. Если
ты сам не блещешь остроумием, цени юмор других. Не бойся смешного, не бойся быть смешным сам. Не надо
смотреть на юмор как на прием. Не надо искусственно изощряться в остроумии. Все
в том числе и юмор, должно быть естественно и уместно.
Совет восьмой.
Будь естественным, не притворяйся, не старайся казаться умным и лучше
чем ты есть. Часто учителя
сравниваются с актером, и в этом есть свой резон. Но уж если ты играешь роль,
пусть она будет твоей. Вспомни: настоящий актер вживается в эту роль, стремится
постичь внутренний мир своего героя, чтобы играть естественнее. Тебе же не надо
перевоплощаться. Если между актерами и зрительным залом не устанавливается
незримый контакт, спектакль рушится. Так и в классе. Некоторые кричат и стучат
кулаком по столу, а ребятам не страшно. Другие говорят тихо и смотрят в сторону, но какое колдовство
завораживает детей, и они не сводят с учителя глаз. Это феномен учительского
гипноза, такого хрупкого, но сладостного. В эти минуты учитель счастлив.
Совет девятый.
Не воображай о себе больше того, что ты есть в самом деле. Знай
себе цену и будь скромным, не теряя достоинство. Не надо казаться, надо быть
самим собой. Ты всегда на виду, тем более у детей, которые все замечают. Ты
не думай, что мнением детей, их отношением можно пренебречь. Они-то есть твои главные ценители и судьи, а не
начальство и даже не твои коллеги и друзья.
Десятый совет.
Обрети гражданскую позицию. Гражданская позиция, прежде всего – нравственная.
Запомни: какие бы прекрасные учебники не издавались, какие бы замечательные
программы не составлялись, истинный проводник гражданской идеи – ты. От тебя
зависит, дойдет ли эта идея до ума и сердца ученика в целости и чистоте.
|