Т е м а
родительского собрания:
Детская
агрессивность
Эпиграф:
Человек обладает
способностью любить, и если он не может найти применения своей способности
любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством
он руководствуется как бегством от собственной душевной боли…
Эрих
Фромм
Форма
проведения:
круглый стол.
Вопросы
для обсуждения:
v Анализ проблемы
агрессивности.
v Влияние семьи на
проявление детской агрессивности.
v Поощрение,
наказание в семье.
v законы
преодоления детской агрессии.
Ход собрания
I.
выступление классного
руководителя (вариант).
–
Уважаемые мамы и папы, дедушки и бабушки! Тема нашей новой встречи серьезна и
трудна. Это тема проявления нашими с вами детьми жестокости и агрессии. К
сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Что же
это за явление и стоит ли нам о нем говорить? Вы правы, стоит. А раз так,
давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем
помочь детям преодолеть ее.
Агрессия
в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль
этот будет эффективен настолько, насколько развито в обществе сопротивление
агрессии.
Что
такое агрессия? Агрессия – это поведение, которое причиняет вред
предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрессия может проявляться
физически (ударили) и вербально (нарушение прав другого человека без
физического вмешательства).
В
психологии различают д в а в и д а агрессии: инструментальную и
враждебную. Инструментальная агрессия проявляется человеком для
достижения определенной цели. Она очень часто выражается у младших детей (я
хочу забрать игрушку, предмет и т. д.). У старших, то есть у наших с вами
детей, больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы
причинить человеку боль.
Очень
часто агрессию и ее проявление путают с настойчивостью, напористостью. Как вы
считаете, это разнозначные качества? Что вас больше обрадует в вашем ребенке:
настойчивость или агрессивность? Безусловно, настойчивость. Это качество в
сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые формы, так как не
допускает оскорбления, издевательства и т. д.
Уровень агрессивности детей меняется в большей или
меньшей степени в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает
устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребенка в
коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем и т. д.
Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в
том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя
его как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской
стереотип, который культивируется в семье и средствах массовой информации.
II. Обсуждение проблемы.
Можно предварительно исследовать отношение детей к
телепрограммам. Вопросы записываются на доске, ответы анализируются классным
руководителем.
Вопросы
для обсуждения:
v Какие
телепередачи ты выбираешь для просмотра?
v Что тебе в них
нравится?
v Советуют ли тебе
родители, какие телепередачи смотреть?
v
Какие
передачи вы смотрите всей семьей?
|
Номера
вопросов
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Мальчики
|
|
|
|
|
|
Девочки
|
|
|
|
|
|
Папы
|
|
|
|
|
|
Мамы
|
|
|
|
|
|
Очень
часто причиной детской агрессии является семейная ситуация:
1) Агрессивное поведение членов семьи в обыденных
жизненных ситуациях: крики, ругань, унижение друг друга, взаимные упреки и
оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной
жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно и где
она стала нормой его жизни.
2) Непоследовательность родителей в обучении детей
правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей отвратительна тем,
что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям
удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им
удобно говорить другое, и это вновь навязывается детям. Это приводит к
растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.
В
воспитании можно выделить д в а важных ф
а к т о р а, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской
агрессивности: расположение и неприятие.
Преодолению
агрессивности ребенка помогает окружение, использующее в своем арсенале умение
слушать, теплоту общения, доброе слово, ласковый взгляд.
Неприятие,
наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием,
устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебностью к факту
существования ребенка. Неприятие ребенка приводит к проявлению такого заболевания,
как детский госпитализм. Что это такое? Одиночество, отсутствие желания
общаться с родными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев, законов.
Огромное
значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом,
действием. Очень значимо для человека и наказание, если:
· оно следует немедленно за
проступком;
· объяснено ребенку;
· оно суровое, но не жестокое;
· оно оценивает действия ребенка,
а не человеческие качества.
Наказывая
ребенка, отец и мать проявляют терпение, спокойствие и выдержку.
III.
Экспресс-анкетирование родителей по проблеме собрания.
IV.
Сообщение результатов предварительного анкетирования учащихся.
Аналитическая справка по результатам
анкетирования учащихся
Если тебя
наказывают, то как…
|
Если тебя
поощряют, то как…
|
Четыре
«нельзя», которые бы ты хотел иметь в своей семье, когда тебя наказывают
|
|
|
|
V. Обобщение и
выводы.
Слово
педагога.
Подходит к концу наша очередная встреча. Хочется, чтобы она оказалась для вас
полезной, вызвала раздумья, желание построить взаимоотношения в своей семье
по-иному.
И,
по традиции, каждый из вас получает «золотые»
п р а в и л а воспитания,
связанные с темой данного собрания:
· Учитесь слушать и слышать своего
ребенка.
· Постарайтесь сделать так, чтобы только
вы снимали его эмоциональное напряжение.
· Не запрещайте детям выражать
отрицательные эмоции.
· Умейте принимать и любить его таким,
каков он есть.
· Повиновение, послушание и
исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.
·
К агрессивным проявлениям в поведении ребенка приводит агрессивность семьи.
|